Мария Владимировна Миронова — Московский театр "Школа Современной Пьесы"

Мария Владимировна Миронова

Мария Владимировна Миронова
07 января 1911 – 13 ноября 1997
Мария Миронова родилась в Москве, в семье школьной учительницы и товароведа Отец Марии очень любил музыку, живопись и театр и старался привить эту любовь дочери. Когда ей исполнилось семь лет, родители отдали девочку в опытно-показательную школу Фритьофа Нансена, в которой Мария начала изучать актёрское мастерство и участвовала во всех постановках школьного театра.

 

В 1925 году, окончив семь классов, Мария Миронова поступила в Театральный техникум имени Луначарского, а год спустя, вместе с другими студентами, дебютировала на сцене Театра современной миниатюры. Работу Мироновой – роль Маньки в комедии Василия Шкваркина «Вредный элемент» — культкомиссия отметила особо. Актёр Московского художественного театра 2-го Владимир Попов рекомендовал Марии после завершения обучения прийти в их театр.

Когда Мария Миронова окончила техникум, ей было 16 лет. Для поступления в труппу МХТ 2-го необходимо было стать членом профсоюза, но девушку без опыта работы туда не принимали. Тогда она устроилась во вспомогательный состав Московского театра оперетты, где танцевала в кордебалете. Сразу после вступления в профсоюз, Миронова перешла в МХТ 2-й

В этом театре она сыграла Фани в «Хижине дяди Тома» и Марусю в спектакле «Дело чести» по пьесе И. Микитенко

Некоторое время спустя Марию Миронову пригласил в свою труппу художественный руководитель Московского государственного мюзик-холла Николай Волконский. Там актриса тоже проработала недолго. Следующим этапом её сценического пути стал Центральный театр транспорта, позже переименованный в театр имени Гоголя.

Но по-настоящему талант Мироновой раскрылся на эстраде. Во время первого эстрадного выступления она прочла рассказ Чехова «Случай с классиком». Продолжая работу на драматической сцене, Мария Владимировна вскоре стала автором и режиссёром собственных эстрадных выступлений. Так родился образ «некой Капы» — простушки, обожающей телефонные разговоры. Миронова сочиняла миниатюры и с другими героинями – Дусей, Клавой, Марочкой, — высмеивая беспардонность, невежество и страсть к сплетням.

В конце 1938 года Мария Владимировна Миронова пришла в только что созданный Государственный театр эстрады и миниатюр и познакомилась с Александром Семёновичем Менакером. Их творческий дуэт просуществовал более 30 лет.

Впервые они вместе вышли на сцену с сатирическими диалогами осенью 1939 года. Как правило, Менакер появлялся в образе слабохарактерного мужа, а Миронова играла деспотичную и невежественную жену. Сценки были короткими, длились не более 5 минут, но актёры ярко раскрывали свои образы

Миронова работала в Театре миниатюр вплоть до его закрытия в 1947 году. При этом она и Александр Семёнович много выступали в сборных концертах на эстраде и гастролировали по стране. Менакер вынашивал идею создания собственного театра.

В 1952 году возник «Театр двух актёров». За тридцать лет его существования было сыграно 9 премьер. Миронова и Менакер гастролировали со спектаклями по всему СССР. Наиболее известными постановками Театра двух актёров были «Дела семейные», «Кляксы», «Волки в городе», «Семь жён Синей Бороды», «Мужчина и женщины» и «Номер в отеле» Специально для театра писали Григорий Горин, Михаил Зощенко, Леонид Зорин и многие другие.

Несмотря на успешную театральную карьеру, в кино Мироновой предлагали только роли второго плана, либо эпизоды. Наиболее известные работы – роль секретарши Бывалова в картине «Волга-Волга» (1938) и сплетницы Вероники Петровны в «Мы с Вами где-то встречались» (1954) Всего на счету актрисы два десятка фильмов, но Мария Владимировна не воспринимала эту сторону творческой жизни всерьёз, иронически замечала: «У меня с кино роман короткий…»

После смерти Менакера в 1982 году она долгое время не играла в театре и на эстраде. Но в 1990 году Марию Владимировну пригласил в свой театр Олег Табаков. Миронова сыграла ведущие роли в спектаклях «Учитель русского» и «Норд-ост». Для героини в «Норд-Осте» актриса сама написала монолог «Разговор с Богом».

Когда спектакли вышли из репертуара, Миронову пригласил в «Современник» Иосиф Райхельгауз на роль в спектакле по пьесе Михаила Рощина «Эшелон». А их следующая творческая встреча произошла уже в стенах «Школы современной пьесы».

Невозможно представить спектакль по пьесе Семёна Злотникова «Уходил старик от старухи» без актёрской индивидуальности Марии Владимировны, где она играла в паре с Михаилом Андреевичем Глузским. В этой роли актриса встретила свой 85-летний юбилей.

Играя в драматическом театре, Мария Владимировна сохранила способность к мгновенной и яркой импровизации, отточенную за многие годы эстрадного творчества. Легко ориентируясь в предлагаемых обстоятельствах не только на сцене, но и в жизни, Мария Владимировна могла надолго озадачить любого неподготовленного зрителя, — например, молодую эстонскую журналистку:

Интервью

Спектакль «Уходил старик от старухи» показывали на гастролях в Таллине. На сцене всего два актёра – Мария Владимировна Миронова и Михаил Андреевич Глузский. Их узнавали и любили всюду – успех был обеспечен в любом городе, будь то Харьков, Алма-Ата или Тель-Авив. Шла репетиция, когда в зал вошла юная девушка и с сильным акцентом, означавшим, что в школе она ещё учила русский, но гражданство у неё независимой Эстонской республики, спросила:
— Кто здесь госпожа… Рай-хель-гауз? — фамилию девушка прочла по бумажке.
Я несколько растерялся. Зато не растерялась Мария Владимировна:
— Это я.
— Очень приятно. А я – корреспондент газеты «Вечерний Таллин», — представилась девушка. – Меня попросили взять у вас интервью.
— Я вся внимание, — вошла в роль Мария Владимировна.
Корреспондентка приосанилась и включила диктофон.
— Вы – художественный руководитель этого театра. Каковы ваши творческие планы?
Я с трудом сдерживал смех. А Мария Владимировна смело продолжала:
— Мы серьёзный театр. А как вы знаете, всякий серьёзный театр должен хоть раз за свою историю поставить «Гамлета». В ближайшее время мы как раз будем заняты этой пьесой.
— Очень хорошо. А кто будет ставить? Вы?
— Конечно. Я всегда мечтала поставить «Гамлета», — тут Мария Владимировна сделала паузу. – И сыграть.
Девушка нисколько не удивилась и невозмутимо, как будто в «Гамлете» на выбор для восьмидесятипятилетней Марии Мироновой было на выбор с десяток подходящих ролей, спросила:
— Кого вы будете играть?
— Милочка, как вы думаете, кого я могу играть? – «рассердилась» Мария Владимировна. – Не Офелию же! Конечно, Полония!
Тут корреспондентка призадумалась. Кажется, сообразила, что Полоний – мужчина, и поспешила уточнить:
— А что Вас так привлекает в образе Полония?
— В образе меня мало что привлекает. Зато очень привлекает звук падающего на сцене тела. Помните, как Гамлет шпагой пронзил Полония, который прятался за ковром? Это одна из ключевых сцен… И я клянусь, что буду репетировать до тех пор, пока у меня это не получится жизненно и правдоподобно…
Корреспондентка, наверное, торопилась на следующее интервью, потому что быстро выключила запись и стала прощаться:
— Спасибо большое, дорогая госпожа Райхельгауз! Я желаю вам больших успехов, и особенно в «Гамлете».
И ушла.
Мария Владимировна и Михаил Андреевич продолжили репетировать свои роли. А я так и не знаю, вышел ли в «Вечернем Таллине» анонс нового спектакля «Школы современной пьесы», или нет. (Из книги И. Л. Райхельгауза «Мы попали в запендю»).

Звания и награды:

  • 1939 – Лауреат Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады
  • 1991 – Народная артистка СССР