Умер Валерий Белякович — Московский театр "Школа Современной Пьесы"

Умер Валерий Белякович

Фамилию Белякович  я услышал, когда был студентом ГИТИСа.  Обычно младшекурсники хорошо знают   старшекурсников, но это был тот редкий случай, когда старшекурсники с интересом следили за своим младшим собратом.  Валера  был студентом  мастерской Бориса Равенских, и все знали, что надо обязательно идти смотреть его очередную экзаменационную работу.

Уже потом в профессиональной нашей жизни я часто смотрел его спектакли – было  ли это в созданном им театре На Юго-Западе, в театре «Комедiя» в Нижнем Новгороде, смотрел, естественно, работы студентов   мастерской профессора Беляковича  в ГИТИСе и не могу сказать, что какие-то из них особенно меня поразили или потрясли.  Впрочем, о его эстетике, художественных приемах, находках  расскажут театроведы.  Мне всегда был интересен  сам Белякович как личность, как человек, как персона. Вообще с годами разделение на «выдающийся  человек» и «выдающийся профессионал» для меня стало перевешивать в пользу первого. Белякович, прежде всего  – высокохудожественный  человек. Заразительный, убедительный, бесконечно обаятельный. Невероятно харизматичный. Все, что он говорил, рассказывал, то, как он  импровизировал, сочиняя на ходу какие-то истории, случаи, комментарии  — все это было актом высокого творчества, от которого невозможно оторваться.

Были вещи, которые я не понимал. Например, его творческая дружба с Татьяной Дорониной, в  театре которой он ставил спектакли. Были какие-то роковые параллели наших биографий. Как заход в театр Станиславского, из которого выгнали сначала меня, а много лет спустя и его.

К нам в театр он приходил безотказно на все клубные  вечера. И всегда становился главным и самым сильным участником вечера. На СТИХиИ  потрясающе читал Есенина. На вечерах байки доводил всех буквально до смеховой истерики циклом рассказов про маму. 

19 октября мы проводили «Хулиганскую СТИХиЮ». Он в очередной раз зачитывал «мамины рукописи» — и снова это был лучший номер программы. Говорю так не потому, что Валеры больше  нет – это было произнесено сразу же после его выступления всеми, в том числе и участниками. К счастью, этот клубный вечер снимал  телеканал «Театр». Поэтому его сногсшибательное выступление можно будет увидеть – убедитесь сами: искрометный, ироничный, живой, фонтанирующий…

После его номера я вышел за кулисы и  бросился его обнимать со словами: «Валера, как всегда гениально!». А он: «Да? Ну ничего? Не подвел?»

Подвел очень, Валера…  Сегодня…

Иосиф Райхельгауз
06.12.2016