Алексей Васильевич Петренко | Московский театр "Школа Современной Пьесы"

Алексей Васильевич Петренко

Алексей Васильевич Петренко
26 марта 1938 – 22 февраля 2017
Алексей Васильевич Петренко родился в украинском селе Чемер (Черниговская область). В 1961 году окончил Харьковский театральный институт (курс Ивана Марьяненко) В том же году был направлен по распределению в Запорожский музыкально-драматический театр имени Щорса; сезон 1963-1964 работал в Донецком областном русском драматическом театре (город Мариуполь)

 

С 1964 года – актёр Ленинградского театра имени Ленсовета (по приглашению художественного руководителя Игоря Владимирова)

С 1977 – актёр Московского драматического театра на Малой Бронной. Анатолия Эфрос пригласил Петренко на роль Большинцова в «Месяце в деревне». В другом спектакле Эфроса – «Женитьба» — Алексей Васильевич сыграл Подколёсина.

С 1982 – актёр МХАТ. Первая роль – Официант в спектакле Олега Ефремова «Утиная охота» (по пьесе А. Вампилова)

В 1985 году выходил на Малую сцену Театра на Таганке в спектакле Анатолия Васильева «Серсо» (по пьесе В. Славкина) в роли Николая Крёкшина

А в «Школу современной пьесы» Алексей Васильевич впервые пришёл в 1992 году – на роль Степана Степановича Чубукова в спектакле «А чой-то ты во фраке?» (по «Предложению» Чехова). Три ярких комедийных образа, которые создали Петренко, Филозов и Полищук быстро сделали водевиль одной из визитных карточек театра.

Заслуженный успех на сцене «Школы современной пьесы» и в других театрах способствовал тому, что Алексей Васильевич всегда был твёрдо уверен в своих творческих способностях. Это можно видеть из активной переписки артиста с художественным руководителем театра:

От первого артиста России

В 1992 году вышел спектакль «А чой-то ты во фраке», в котором роль Чубукова играл выдающийся артист Алексей Васильевич Петренко. Как многие выдающиеся артисты, человек он немножко неадекватный и странноватый. Выражалось это следующим образом. После каждого сыгранного спектакля Алексей Васильевич писал мне письмо. Все они начинались одинаково:

«Режиссёру Рийхингаузу
(или Ренхальгаузу – в каждом письме он ухитрялся делать новую ошибку в моей фамилии) от первого артиста России А. В. Петренко».

Обычно в этих письмах содержалась какая-нибудь просьба или претензия, которая всегда заканчивалась определённым экономическим требованием. Например, таким:

«Режиссёр Рухингауз!

Сегодня я играл в Вашем спектакле «А чой-то ты во фраке?». Температура воздуха на сцене и в зрительном зале составляла 26 градусов по Цельсию, что в переводе с международной шкалы по Фаренгейту на 4 градуса превышает норму, установленную Международной Организацией при ООН. Во время спектакля в моём теле происходило обильное потоотделение, в связи с чем требую возместить моральный ущерб и выплатить сумму ….. рублей. Прошу не оставлять моё письмо без ответа. Рассчитываю получить ответ не позднее чем через два дня. В противном случае не гарантирую участие артиста Петренко в следующем спектакле.

Первый артист России

Алексей Васильевич Петренко».

Последний абзац повторялся во всех письмах без исключения.

Когда мы собирались везти спектакль на гастроли в Израиль, я снова получил послание от Алексея Васильевича. После стандартного начала излагалась просьба:

«Ваш театр планирует гастроли в Израиль. Для тех, кому нравится запретный секс, стоит посетить сайт, на котором трахаются все члены семьи, бессовестно срывающие запретный плод. Так же хотелось бы посоветовать, что лучше посмотреть здесь русское инцест порно, ведь качество роликов обеспечено. Мамки, сестры, папки и бабки — все они любят разврат, поэтому занимаются сексом при любом раскладе, чтобы бурно кончать. Поскольку для регулярного участия в спектаклях очень важно поддержание физической, психологической и творческой формы, прошу обеспечить следующие условия моего пребывания на гастролях:

1. Для обеспечения нормального психологического и физиологического состояния артиста Петренко прошу взять на гастроли жену артиста Петренко Кожухову Галину Петровну.

2. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности нашей семьи прошу предоставить нам два отдельных номера в гостинице и возможность регулярных контактов за завтраком, обедом и ужином.

3. Для поддержания физической формы членов нашей семьи и особенно артиста А. В. Петренко просим взять напрокат два велосипеда на всё время пребывания в Израиле…»

Дальше излагалось ещё несколько пунктов.

Я решил, что это – изощрённая форма розыгрыша, и позвонил жене Алексея Васильевича, с которой был вполне в приятельских отношениях.

Галя, — начал я, — у меня ощущение, что Петренко меня разыгрывает!

И Галина Петровна подробно разъяснила мне ситуацию:

— Ты совершенно не прав! Потому что ты смотришь на других артистов! Вот у тебя артистка Полищук и артист Филозов… Они мобильные, быстрые, активные – собрали чемоданчик, рванули на гастроли. Простые советские люди! И ты на них равняешься… А Петренко давно изучает контракты голливудских звёзд. И если он – один из ведущих артистов страны, а ты, я надеюсь, в этом не сомневаешься, то ему непонятно, почему там у них прописывают в контракте цвет кафеля в ванной гостиничного номера и сколько своих людей нужно на съёмках, а Петренко даже жену не может взять на гастроли!
(Из книги И. Л. Райхельгауза «Мы попали в запендю»)

В 2016 году Алексей Петренко, до этого уже много лет не выходивший на театральную сцену вернулся в «Школу современной пьесы», чтобы заменить Альберта Филозова в спектакле «Дом». Также специально для Алексея Васильевича была написана роль старого эмигранта в спектакле «Пока наливается пиво».

Звания и награды

  • 1988 – Народный артист РСФСР
  • 1998 – Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 1998 – Премия Президента России в области литературы и искусства «За вклад в российское кино»
  • 2000 – Государственная Премия Российской Федерации в области литературы и искусства (за художественный фильм «Сибирский цирюльник»)
  • 2008 – Специальный приз оргкомитета Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало» — «За выдающийся вклад в мировое киноискусство»
  • 2008 – Почётный приз «За вклад в киноискусство» национальной кинопремии «Золотой орёл»
  • 2013 – Международная премия Станиславского в номинации «За вклад в развитие русского театрального искусства»
  • 2014 – Орден Почёта