Михаил Михайлович Козаков | Московский театр "Школа Современной Пьесы"

Михаил Михайлович Козаков

Михаил Михайлович Козаков
14 октября 1934 - 22 апреля 2011
Михаил Козаков родился в Ленинграде, в семье писателя Михаила Эммануиловича Казакова и редактора «Издательства писателей в Ленинграде» Зои Никитиной. В числе друзей семьи были Михаил Зощенко, Вениамин Каверин и Евгений Шварц. Михаил Михайлович вспоминал о своём детстве: «Как меня воспитывали? Общением, разговорами родителей и их друзей, которые велись при мне. Слушая взрослых, можно было понять их принципы жизни, представления о порядочности. Это очнулось во мне позже, но западало тогда. Я и по сей день питаюсь тем “волшебным отваром”, что получил в детстве. Родители вели со мной разговоры и споры об искусстве. Не только о том, хорошо ли что-то сыграно, написано, а – про что, зачем это».

 

В 1952 году Михаил поступил в Школу-студию МХАТ, на курс П. В. Массальского. Уже на последнем курсе – в 1956 году – Козаков успешно дебютировал в фильме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», сыграв роль Шарля Тибо.

Окончив с отличием Школу-студию МХАТ, Козаков начал работать в Театре имени Маяковского. Художественный руководитель театра Николай Охлопков почти сразу ввёл молодого актёра на роль Гамлета в своей постановке.

В 1959 году Козаков перешёл в «Современник». Здесь актёр проработал 11 лет, сыграв за это время несколько ролей в спектаклях Олега Ефремова – Марка во второй редакции «Вечно живых» (1960), Камергера в «Голом короле» Е. Шварца (1960) и главного героя в «Сирано де Бержераке» Э. Ростана. Ещё одной большой актёрской работой на сцене «Современника» стал образ Адуева-старшего в спектакле Галины Волчек по «Обыкновенной истории» Гончарова.

В 1971-1972 годах Козаков работал во МХАТе, где играл в спектаклях Ефремова «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина и «Обратный отсчёт» по пьесе Александра Гельмана.

С 1973 года начинается новый этап творческого пути – Козаков переходит в Театр на Малой Бронной, где создаёт ряд образов классического репертуара в спектаклях Эфроса: главного героя в «Дон Жуане» Мольера (1973), Кочкарёва в «Женитьбе», Ракитина в «Месяце в деревне» (1977). Также Козаков сыграл Автора в постановке пьесы В. Балясного «Дорога» по мотивам «Мёртвых душ» и писем Гоголя (1979).

В 1974 году Козаков впервые проявил режиссёрскую сторону таланта — одновременно в  театре и кино: поставил «Покровские ворота» Леонида Зорина в Театре на Малой Бронной и снял телевизионный спектакль по пьесе О. Голдсмита «Ночь ошибок». В 1978 году была окончена многолетняя работа над фильмом «Безымянная звезда». Также Козаков снял картины «Покровские ворота» (1982) «Если верить Лопотухину» (1983) «Визит дамы» (1989) «Тень, или Может быть, всё обойдётся» (1991) и др.

Почти все фильмы Козакова тесно связаны с театром, сценарии к ним написаны на основе пьес советских и зарубежных авторов. Последняя режиссёрская работа Михаила Михайловича для телевидения – 6-серийный фильм «Очарование зла» (2006).

В 1991 году Михаил Козаков переехал в Израиль, где четыре года работал в Тель-Авивском камерном театре, играя на иврите. Наиболее интересные работы на этой сцене – Тригорин в «Чайке» и Ричард в «Любовнике» Г. Пинтера. Спустя некоторое время после переезда актёр организовал «Русскую антрепризу Михаила Козакова». В первые годы существования эта труппа сыграла спектакли «Возможная встреча» по пьесе Пауля Барда и «Чествование» по пьесе Бернарда Слэйда.

В 1995 году Козаков вернулся в Москву. Продолжая возглавлять «Русскую антрепризу», он успевал не только ставить новые спектакли и организовывать гастроли для своей труппы – в том числе и в Израиле – но и сыграть две шекспировские роли на сцене Театра имени Моссовета – Шейлока в спектакле Андрея Житинкина (1999) и Лира в спектакле Павла Хомского (2003).

В 1996 году была издана «Актёрская книга» — книга воспоминаний Михаила Козакова.

Ещё одной стороной творческой жизни актёра было чтение стихов. Первая пластинка – стихи Тютчева в исполнении Михаила Козакова и Беллы Ахмадуллиной – выпущена ещё в 1974 году, но наиболее плодотворным в этом отношении стало пятилетие с 2004 по 2009 годы. В это время появляется «Любовь моя, Одесса» — музыкально-поэтическая композиция по стихам Пушкина, Бродского, Мандельштама и текстам Бабеля (2004), «Мой Бродский. Избранное» (2006), «Леопольд Эпштейн. Стихи» (2009).

В 2007 году Михаил Козаков – совместно с Владимиром Качаном – поставил и сыграл на сцене «Школы современной пьесы» спектакль-композицию по стихам и дневникам Иосифа Бродского «Ниоткуда с любовью»

Звания и награды:
1967 – Лауреат Государственной премии СССР (за роль Адуева-старшего в спектакле «Обыкновенная история», театр «Современник»)
1980 – Народный артист РСФСР
1983 –Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (за роль Ф. Э. Дзержинского в фильме «20-е декабря»)
1997 – Лауреат Царскосельской художественной премии
Двухкратный лауреат премии «ТЭФИ»: 2000 – за лучший художественный игровой фильм «Ужин в четыре руки»; 2005 – за фильм «Играем Шекспира»
2010 – Награждён Орденом Почёта («за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность»)