На артистов он смотрел сквозь пальцы — Московский театр "Школа Современной Пьесы"

На артистов он смотрел сквозь пальцы

Станислав Сергеевич Говорухин – одна из тех глыб, которая, когда есть –  есть счастье, а когда нет – понимаешь, что  счастье утрачено. Человек он был непростой, что не удивительно для личности такого масштаба. Но мы судим режиссеров по их лучшим спектаклям и фильмам, драматургов по лучшим пьесам, поэтов по лучшим стихам. Говорухина мы судим по «Вертикали», по многосерийному фильму «Место встречи изменить нельзя», который до сих пор смотрят  новые и новые поколения зрителей. Именно он вывел на экран Владимира Высоцкого, сделал так, что его песни зазвучали открыто.

Нашему театру повезло особо. В 2004 году я предложил Станиславу Сергеевичу поставить у нас спектакль по пьесе Татьяны Москвиной «Па-де-де». Он согласился, начал репетировать, занял наших прекрасных  артистов. Каждая репетиция напоминала работу на киносъемочной площадке. Говорухин составлял рамку при помощи пальцев и на каждого артиста смотрел вот так — «сквозь пальцы», выстраивая мизансцену, как кадр. Когда ему надоедало репетировать, он шел в буфет, мы общались, разговаривали, немного выпивали. В результате получился очень симпатичный спектакль, который шел шесть лет. Для театра, для актеров – это было огромное удовольствие: общение с человеком, который так много знает, понимает, которому есть, чем делиться.

Перед премьерой собрали пресс-конференцию. Станислав Сергеевич предложил провести ее в буфете. Пока журналисты собирались, написал на стене нашего театрального кафе:

Мне нечего сказать для прессы
в буфете коротаю век
я в Школе современной пьесы
пока что лишний человек.

Я тут же подписал под этим четверостишием:

Говорухин не оставил нас в беде,
Говорухин нам поставил «Па-де-де»
каждый вечер пьют  за вас друзья —
Место встречи изменить нельзя!

Мне жаль, что он не поставил больше в театре ни одного спектакля. Хотя планы были: он как-то принес мне текст, написанный молодой девушкой, студенткой университета, которая зарабатывает на жизнь сексом по телефону. Мы уже почти договорились о постановке, но как-то все отложилось на потом, которого, как известно, никогда не случается. Мне жаль, что такой мастер, независимый художник попал в Государственную думу, полную мракобесов, которым Станислав Сергеевич не был никогда. Но, впрочем, это его выбор, который ничего не меняет в нем как в выдающемся человеке и режиссере. Счастье, что жизнь подарила общение и работу с ним. Светлая память.