Проект «Кафедра» | Московский театр "Школа Современной Пьесы"

Проект «Кафедра»


 

Лучшие дипломные и курсовые спектакли студентов ГИТИСа на сцене театра «Школа современной пьесы»

Иосиф Райхельгауз, народный артист РФ, художественный руководитель Московского театра «Школа современной пьесы», профессора кафедры режиссуры ГИТИСа:

Внутри ГИТИСа всегда существует «гамбургский счет». С первого экзамена мы уже знаем, что на таком-то курсе самый интересный студент – X, на другом – актриса Y, а в этой  мастерской есть интересный режиссер Z. Наиболее продвинутые театральные зрители не случайно пытаются прорваться в ГИТИС на экзамены, чтобы посмотреть на будущую «звезду» на этапе ее восхода. И потом они рассказывают друг другу, что оценили этих артистов или режиссеров в дипломных работах, когда их еще никто не знал! Поэтому мы решили дать возможность таким зрителям первыми увидеть студенческие работы тех, за кем будущее российского театра. То, что пока видит только кафедра на экзаменах, увидит зритель. И кто-то сохранит программки – будет потом хвалиться перед внуками.

ВЫ ПЕРВЫМИ УВИДИТЕ ТЕАТР ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ!

 

Спектакли проекта

«Тварь я дрожащая или право имею?», — задумался молодой человек по фамилии Раскольников и решил получить ответ на сей вопрос, зарубив…
Идеальная жизнь: прекрасный дом, хорошая работа, красавица жена и трое детей. Но, как оказалось, главные герои совсем не знают друг друга,…
Спектакль о поиске чуда. Мы только говорим, что хотим чуда, что было бы здорово, что-то исправить, поменять, но как только это…
Опера английского композитора Бенджамина Бриттена по одноименной повести Г. Джеймса. Спектакль создавался в рамках проекта «Кафедра» —  совместной творческой программы  Московского…
«Солнечная линия» — спектакль Алины Кушим  (режиссерская и актерская мастерская Иосифа Райхельгауза, ГИТИС) по пьесе Ивана Вырыпаева.  Пьеса Ивана Вырыпаева «Солнечная…

19 октября 2019 года в Российском институте театрального искусства состоялась пресс-конференция, посвященная открытию проекта «Кафедра». Это совместный проект ГИТИСа и Московского театра «Школа современной пьесы», который обеспечит полноценную сценическую жизнь лучшим студенческим работам кафедры режиссуры ГИТИСа – наиболее талантливые дипломные и курсовые работы получат возможность регулярного проката на сцене Московского театра «Школа современной пьесы». Проект «Кафедра» представили: ректор ГИТИСа Григорий Заславский, декан режиссерского факультета ГИТИСа и главный режиссер театра «Школа современной пьесы» Владимир Байчер и художественный руководитель мастерской ГИТИСа, Народный артист РФ Александр Галибин.

Владимир Байчер:

«Проект «Кафедра» был придуман художественным руководителем театра «Школа современной пьесы» Иосифом Леонидовичем Райхельгаузом как возможность внедрения и освоения внутри репертуара профессионально действующего театра возможных форм работы с молодыми актерами, режиссерами, студентами, выпускниками. Таким образом, чтобы с одной стороны у выпускников ГИТИСа была возможность апробирования своих идей и проката спектаклей. С другой стороны, в театре создается определённая «движуха», что для театра тоже является большим благом. В театр начинает приходить другая аудитория, другой слой публики. Это те люди, которые нацелены на новые предложения, новые формы взаимодействия с актерами. И это здорово, что есть возможность вот такой обкатки новых, порой неожиданных, предложений».

Сегодня в ГИТИСе две мастерские, тесно связанные со «Школой современной пьесы» – мастерская Иосифа Леонидовича Райхельгауза и мастерская Александра Владимировича Галибина, который также является и актером театра «Школа современной пьесы». 

Проект «Кафедра» фактически начался несколько лет назад, когда студенты мастерской А. Галибина выпустили курсовую работу «Преступление и наказание». Это иммерсивный спектакль, место действия которого распространяется на весь театр. Сегодня этот спектакль значится в афише как «Игра в преступление. Достоевский», идет в театре с аншлагами и пользуется большим успехом у молодой аудитории.

Владимир Байчер:

«Иосиф Леонидович Райхельгауз отдал «галибинцам» для репетиций театр на Неглинке, когда здание еще находилось в глубоком ремонте. Мастерская Галибина очень лихо освоила все закоулки пространства. В результате, получился странный, немного сумасшедший спектакль, в котором разные отрывки «Преступления» разыгрываются в разных уголках и закоулках пространства, сегодня – это площадка на Пресненском валу, где ожидает переезда театр «Школа современной пьесы». И это оказалось очень удачным опытом. Сегодня спектакль «Игра в преступление» пользуется большим успехом у молодого поколения. Дальше возник «Фрейд» в постановке Александра Цоя. Потом «Этот ребенок» Марата Гацалова. Оба – выпускники мастерской Райхельгауза, а ныне – педагоги его мастерской.

 

Запустив проект «Кафедра» театр «Школа современной пьесы» открывает для себя новое направление. На протяжении 30 лет театр ставит только современную русскоязычную драматургию. Художественная программа проекта «Кафедра» приоритетно опирается на работу с классическими текстами, в том числе и зарубежным. И в этом есть особый смысл: в театре «Школа современной пьесы» появится литературный материал иного рода – русская и зарубежная классика.

Владимир Байчер:

«Театр устроен так, что в нем должны играть премьеры пьес – современную отечественную русскоязычную пьесу. Кажется, что театрально-студенческая программа должна быть значительно шире. Поэтому в рамках «Школы современной пьесы» должны появиться спектакли, которые основаны на классическом, зарубежном материале – это гораздо более широкий спектр возможностей. Все-таки это КАФЕДРА, не даром именно так и называется проект. Это более академическая и фундаментальная программа».

Григорий Заславский:

«Молодые режиссеры, которые приходят в проект «Кафедра» и в «Школу современной пьесы», попадают в круг людей, которые были первооткрывателями не только многих пьес, но и авторов. Александр Галибин, в частности, в свое время поставил один из лучших спектаклей по новой драматургии, по пьесе ушедшего недавно Михаила Угарова «Оборванец» — по-моему, шедевр русской драматургии. Мне кажется, что обращение в этих стенах к современной драматургии было бы очень интересной и существенной помощью, диалогом с теми людьми, которые в ГИТИСе являются мастерами, а здесь становятся уже старшими коллегами. Это очень интересное движение, которое проходят студенты, приходя в проект «Кафедра». Они своих учителей уже начинают видеть как своих коллег по непростому и трудному актерскому и режиссерскому ремеслу».

Александр Галибин:

«Студенты работают в театре, видят всю структуру театральную. Вместе с актерами и режиссерами они проходят театральный путь, и действие происходит на их глазах. Слияние театра и института очень важно. Здесь это выносится на обозрение: приходит публика, студенты общаются с актерами – они находятся в этом общем театральном процессе».

Проект «Кафедра» решает еще одну задачу, очень важную на сегодняшний день. Это привлечение молодой аудитории в театр. Ведь проект предлагает современные актуальные спектакли, прежде всего направленные на новые поколения зрителей.