ОТЗЫВЫ О СПЕКТАКЛЕ «ФАИНА. ЭШЕЛОН»

*Орфография и пунктуация авторов — сохранены

 

svetlana.kuhtina 

«После спектакля я ела борщ со сметаной и чёрным хлебом, а нужно заметить, борща вынесли зрителям аж три!!! большие кастрюли, и думала, как жаль, что со мною нет дочки, мужа, подруги, всех моих близких… Потому что это нужно увидеть, почувствовать и запомнить. Обязательно. Когда я вошла в «Зимний сад» «Школы современной пьесы» и увидела длинный ряд деревянных столов, то сразу вспомнила тонкий и душевный спектакль театра Камбуровой «Капли датского короля». Я не знаю, как это работает, но подобный антураж всегда настраивает на камерность действия и дружеское застолье.Спектакль «Фаина. Эшелон» необыкновенный. Это повествование о жизни одной еврейской семьи в предвоенные и военные годы, рассказанное от первого лица. Актриса Елена Санаева так правдиво исполняет роль матери, чью историю как раз и рассказывают зрителям, что я подсознательно в один из моментов стала подсчитывать, сколько же ей сейчас лет, если в войну она была ребёнком. И только потом вдруг осознала, что передо мной актриса, а не автор воспоминаний.Конечно, изюминкой спектакля является борщ. Ровно посередине между столами установлена двухконфорочная плита и небольшой стол, за которым актриса шинкует и трёт на терке овощи. Неторопливый рассказ, еврейские песни, аромат тушенных овощей создают интимную атмосферу и переносят зрителей на настоящую кухню. Боже, какой восторг ощущать все эти знакомые с детства запахи, видеть пар, пробивающийся из-под крышки и, конечно, слушать рассказ.Не секрет, что истории еврейских семей обладают непередаваемым шармом. Особенно, если речь идёт об Одессе. Для меня-то точно, потому что половина корней моей семьи уходят именно в эти места. Это ярко, образно, так по-бабелевски, перемежая житейские и обывательские сложности того времени. И, конечно, апогей рассказа и спектакля — обстрел эшелона и трагическая гибель родителей. Эта тема в спектакле всплывает трижды. И в последний раз настолько неожиданно, что я даже завизжала от ужаса. Дело в том, что режиссёр погружает зрителя в сам эшелон. Вначале мы сидим в трясущемся вагоне, пол ходит ходуном, и это даже забавно. Но затем..2 нед.Затем мы все попадаем под обстрел. И это хоть и безопасно, но очень неожиданно и впечатляет. Я такое вижу и чувствую в театре в первый раз. И это очень сильно, что даже парализует на несколько секунд. Хорошо, что все это только сценография, механика декораций и прочие инженерные решения…Когда все заканчивается, душевное напряжение можно снять миской борща и кружкой настоящей водки. Спектакль получился проникновенный и очень красивый. Например, некоторые моменты окрашивает фантастическая музыка Алексея Архиповского, исполняемая на балалайке Михаилом Кандауровым. Старые черно-белые фотографии, проецируемые на стены, завораживают».

 

 

 Татьяна

«Очень понравился спектакль и то, как режиссер разместил зрителей за скромно накрытыми столами. От этого создавалось ощущение сопричастности, единения вокруг одной большой общей беды.
Настоятельно советую сходить на спектакль молодому поколению. У них сейчас впечатления о войне складываются в основном по современным фильмам, которые далеко не всегда достойно сняты. У многих уже нет в живых бабушек и дедушек, которые могли бы рассказать о пережитых событиях. А здесь как раз история реальной женщины, на глазах у которой погибали родители. Ей пришлось столкнуться с бедностью, с голодом и жестокостью. Но она не озлобилась, прожила хорошую жизнь и вот теперь делится своими воспоминаниями».

 

 

Анастасия Гавриш

«В моноспектакле играет заслуженная артистка РФ-Елена Санаева, она рассказывает историю жизни еврейской девушки Фаины, во время Великой Отечественной войны, при этом, в течение всего рассказа она варит настоящий борщ. Признаться честно, иногда я забывала, что она играет роль-настолько естественно она рассказывала. Её эмоции, песни, воспоминания периодически вызывали у меня мурашки. Толи из-за того, что так было организованно пространство в зале, толи мне попалось удачное место, все время казалось, что артистка смотрит именно на меня, и я ловила себя на том, что киваю ей, чтобы поддержать разговор. Периодически я забывала, что нахожусь в театре, а не у неё в гостях.
Наверное такие истории, проникающие в самое сердце и заставляющие содрогнуться есть в каждой семье, которую так или иначе коснулась война.
Но спектакль нужно смотреть обязательно. Чтобы ещё раз вспомнить, как воевали и теряли, как любили, боялись и побеждали.
Тем более театр ещё удивляет своей подачей и исполнением. Сцены как таковой небыло, вместо неё в «Зимнем саду» соорудили конструкцию, имитирующую открытые железнодорожные платформы, на которые в один длинный ряд расставили столы и стулья. Люди, в одежде железнодорожников рассаживают зрителей друг напротив друга, закрывают борта эшелона и мы вместе с героиней отправляемся в путь. Когда начинается движение, конструкция раскачивается, а на стенах мы видим мелькающие деревья, отрывки военных действий. Все очень реалистично. И в этот момент зрители узнают от рассказчицы ужасные подробности эвакуации Фаины и ее семьи из Одессы. На их эшелон был совершён налёт фашистской авиации, очень много людей погибло, в том числе и молодые родители Фаины. Они с сестрой остались совсем одни. После всего случившегося мама часто приходит к ней в воспоминаниях, всегда в одном и том же образе. А мы,зрители, видим перед собой молодую артистку,Татьяну Циренину, сыгравшую молодую маму Фаины. Она появляется как видение, в белом платье, вся сияющая под лучами прожекторов.
Весь спектакль смотрится на одном дыхании. Люди, сидевшие напротив меня время от времени закрывали лицо руками, представляя страшные картины войны и пытаясь скрыть слёзы.
В финале нас ждал неожиданный поворот событий, немного страшный и пугающий. Я не буду рассказывать подробности, чтобы не портить вам впечатления от просмотра. Но советую обязательно прислушаться ко всему о чем вас попросят! И ещё одним необычным моментом станет борщ, который является не просто сценическим элементом, а угощением для пришедших гостей от главной героини. Борщ оказался очень вкусным, приготовленным по особому рецепту. Советую попробовать!»

 

 

sem.2808 

«Зрителей погружают в атмосферу спектакля уже при входе в зал, где их встречают довольно-таки суровые сопровождающие в военной форме и рассаживают за длинную вереницу столов, стоящих по обе стороны от кухонного стола, с лежащими на нем овощами и плиты, со стоящими на ней огромной кастрюлей и сотейником. Столы стоят как бы на открытой платформе эшелона и когда все уже расселись, все те же сопровождающие снизу поднимают и закрывают ее борта. К кухонному столу выходит Елена Санаева и … начинает варить борщ, при этом, как бы между делом, рассказывая нам историю своей семьи. И пошел наш эшелон в такое уже далекое прошлое!!! Сколько же в нем пришлось пережить маленькой девочке Фаине!!! И самое страшное воспоминание — о том, как эшелон, в котором ее семья ехала в эвакуацию, попал под бомбежку, и на ее глазах погибли родители… В памяти героини Елены Санаевой осталось очень много горьких моментов, связанных с войной. Слышать рассказ о них было очень больно… На мои глаза, как и на глаза других зрителей не раз наворачивались слезы и так щемило сердце! А сидели мы за столами лицом и лицу, эмоции свои не спрячешь!
Всплывали в памяти Фаины и сюжеты, вызывающие леденящий сердце ужас… И он только усиливался от того, что рассказывала их Елена Санаева с совершенно спокойной, будничной интонацией. Спектакль  получился мощнейшим по воздействию на зрителя. Прошло уже несколько дней, а я все не могу отойти от него, такие сильные эмоции он вызвал в моей душе».

 

 

 artvic2004

«Огромная благодарность всем создателям этого спектакля! Сильнейшие впечатления при, казалось бы, очень скромных исходных составляющих.
Простые деревянные столы выстроены в длинный ряд. Тесно составлены стулья для зрителей. Всё это находится на возвышении, и будут моменты, когда возникнет полная иллюзия мчащегося эшелона. А пока в центре появляется пожилая, очень располагающая к себе женщина, в которой зрители старшего поколения сразу узнают известную актрису Елену Санаеву. Женщина начинает готовить борщ, одновременно рассказывая историю своей жизни. Е.Санаева не играет «еврейскую маму», она говорит естественно, подбирая слова, обращаясь, кажется, к каждому из слушателей. Нас знакомят с судьбой одной из миллионов наших соотечественниц. В этой судьбе были радости и беды, встречи с хорошими и плохими людьми. Вот только детство Фаины оказалось перечёркнуто страшной войной, и память вновь и вновь возвращает её в эшелон, где на её глазах погибли от бомбёжки родители – и это забыть невозможно. И зрителям также не дадут остаться в «зоне комфорта» (подробности оставляю скрытыми для будущих гостей театра). Последний раз о бомбёжке эшелона расскажет нам с экрана сестра Фаины, а запись эта сделана только что – в феврале 2020 года – и это сильнейшая эмоциональная точка постановки! Выше было сказано о минимализме постановочных средств – но это видимая простота. На самом деле спектакль рождён усилиями большого коллектива, и эти зримые и невидимые помощники сопровождают нас в течение всего действия – это тоже поймут те, кто придёт на спектакль. Хочется отметить Татьяну Циренину, создающую образ матери Фаины, присутствующий в её сознании, и очень деликатное музыкальное сопровождение М.Кандаурова на балалайке».

 

 

Елизавета Ефремова

«На этом спектакле мы не зрители, мы гости, сидящие за длинным рядом разнокалиберных столов и слушающие мерный голос женщины, пережившей войну, эвакуацию, гибель родителей и обретение родных. Елена Всеволодовна… или Фаина Иосифовна варит борщ, чтобы накормить всех нас, своих многочисленных гостей и очень спокойно рассказывает о страшном. Она уже столько раз это рассказывала своим детям, внукам, друзьям, что боль уже не лежит на поверхности, она загнана в глубину души, но самые страшные моменты всплывают снова и снова с трагической навязчивостью памяти. Сценограф спектакля Мария Трегубова не гостья за этим то ли праздничным то ли поминальным столом — Фаина Иосифовна ее бабушка, Мария выросла под ее рассказы, ей хорошо знаком вкус знаменитого бабушкиного борща. Может быть именно поэтому обстановка спектакля казалось бы столь нам всем родная и привычная, взрывает память, взрывает эшелон, взывает историю, очищая души от наносной шелухи. Не уходите со спектакля «Фаина. Эшелон» не попробовав борща — это не просто борщ, это не просто еда, это причастие. Преломите хлеб и выпейте чарку водки, помянув ушедших, и за здравие живых».

Елена Бакашова

 

 

elenakkk2014_publik 

«В постановке занято всего две актрисы: собственно Елена Санаева и Татьяна Циренина.
История жизни. Жизни, на которую пришлись страшные годы войны… Очень просто, как бы на ходу вспоминая то, что рассказывает, Елена Санаева говорит и говорит, в то же время занимаясь… приготовлением борща. ​ Это сочетание самых простых, обыденных действий и страшной истории (впрочем, прерывающейся на комментарии к готовке: поджарку надо сделать, достаточно ​ ли капусты, не слишком ли сильный огонь) ​ заставляет особенно остро ​ (хотя куда уж, кажется, острее) чувствовать и сопереживать.
Но актрис в программке заявлено две — так и будет, конечно. Татьяна Циренина исполняет безмолвную роль образа матери рассказчицы, которую осиротевшая Фаина запомнила молодой. Как призрак, как воспоминание этот образ появляется то за полупрозрачной дверью, то далеко, в окне напевает колыбельную на идиш, то идет прямо по столам…
Явление образа матери не единственный (о, далеко не единственный) спецэффект этого спектакля. Если 20-30 лет назад эта постановка бы осталась только спектаклем-монологом, спектаклем-историей, где главные и практически единственные инструменты воздействия на зрителя — лишь голос актрисы и произносимый ею текст, то сегодня ШСП полностью, кажется, задействовал все возможности техники вообще и особенности зала нового здания в частности.

Тут и видео проекции, и мастерская работа со светом, и звуковое оформление, и зал-трансформер, и многое другое, — не хочется перечислять все, просто чтобы не раскрывать уж все секреты. Скажу только, что простодушный рассказ Фаины об ужасах войны и о своей непростой судьбе оттеняется, с одной стороны, столь обычным, мирным действием, как приготовление борща, а с другой — вот этими спецэффектами, вовлекающими в действие и зрителей (кстати, советую слушаться «сопровождающих эшелон» и следовать их указаниям). Зрителям придется испытать обширную гамму чувств. ​ Прослезиться, сопереживая рассказчице и ощутить выброс адреналина, как на аттракционе (довольно страшном аттракционе, надо сказать).​
Кстати, живой звук присутствовал в лице Михаила Кандаурова, играющего на балалайке. Так ​ вот — никогда я не слышала, чтобы звуки балалайки воспринимались настолько тревожными.
В конце концов столы ​ сервируют «сопровождающие эшелона» и рассказчица с мамой наливают всем желающим борщ.​
Если честно, мне после пережитой истории было определенно не до еды, но большинство очень даже попробовало угощение. Говорят, борщ был вкусный»

 

Людмила Дерягина

«Фаина. Эшелон»- это история жизни, рассказанная от первого лица человеком, к которому вы пришли в гости. Без докладов, парадов и церемоний. Просто, заглянули к своей хорошей знакомой. И вот, вы уже сидите у нее на кухне, а хозяйка варит борщ и рассказывает о себе, своей семье, о том времени, о войне, о гетто, о жертвах и героях, и о любви…
Обыденно о безумии, потерях, нестерпимой боли и ужасе…
Очень сильно, необычно и сильно. Рекомендую.»

 

 


 Галина Красина

«Это не спектакль — развлечение, это не спектакль — впечатление, это разговор — сопереживание, это размышление — воспоминание. Туда надо идти, если слово «война» ассоциируется у вас не с фильмами, книгами или видеоиграми, а с реальными событиями вашей семьи. Потому что в начале этого действа я ловила себя на мысли, что выпадаю из рассказа, который ведет Елена Санаева, исполнившая главную роль, Фаины. Выпадаю и думаю о том, что подобный рассказ мог бы поведать почти любой человек того поколения, что и в моей семье война унесла многих, от маленького моего дяди, умершего от голода в эвакуации, до всех семерых братьев одного из дедов, маминого отца. И самого деда тоже, в 1942-м. А прадеда. их отца, раскулачили, семья большая — хозяйство большое — мельница, рысаки орловские… И второго деда, отцовского отца, 8 мая 1945-го, под Берлином уже…  История жизни, история эвакуации, бесстрастным голосом, попутно варя борщ, сообщая нам, зрителям, как на эшелон во время эвакуации был совершен налет фашистской авиации и на глазах девочек, Фаины и ее сестры, были убиты родители. Вернуло меня в действие то, что девушка, сидевшая рядом, заплакала. Я снова стала слушать. Честно говоря, мне кажется, что о таких страшных вещах в жизни и рассказывают вот так, бесстрастно, иначе просто сорвет крышу. Но для театра мне все-таки не хватало эмоций. Да и то, что это пресс-показ, все с фотоаппаратами, тоже отвлекало. Но я и сама с трудом сдержала слезы, когда рассказ пошел уже об окружающих Фаину людях. Меня шокировала история немца, женившегося на еврейке и вынужденного совершить столь страшный поступок, что жить после такого, мне кажется, невозможно. Не хочу спойлерить, сами узнаете, если пойдете. Но он ничего, выжил, и даже женился и родил сына. Да, убивался и каялся, но выжил. Меня трудновато уже пронять такими вещами, я много читала и смотрела на эту тему, была в Освенциме… Да что Освенцим, достаточно прочитать «Бабий Яр». Но тут… это ужасно, и слезы невольно наворачиваются на глаза.
Эмоции же мне дарило появление на сцене (ну как на сцене — в зале, скажем так, ибо сцены нет, все сидят за длинной чередой столов) Татьяны Цирениной, сыгравшей роль матери Фаины. Она погибла молодой, вот и играет ее молодая актриса. Вот именно она была пронзительна, проникновенна, жаль, что ее было так мало.
Кстати, раз я заговорила о сценографии. Всех посадят за деревянные столы, уставленные в длинный ряд, их накроют вышитыми скатертями, чтобы накормить сваренным тут же борщом,..
но не расслабляйтесь, внешние обстоятельства могут вмешаться в планы… Советую не игнорировать указания тех, кто станет Вами командовать, прижаться к стене, и не забывать на столах и под столами свои вещи, особенно, если будете сидеть в центральной части стола. Это было неожиданно,.. как налет авиации.
Борщом потом таки накормили. Но в горло он лез после всего с трудом…»