ОТЗЫВЫ О СПЕКТАКЛЕ «ТОЛСТОГО НЕТ»
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Интересно, когда Толстой писал эту фразу, с которой начинается «Анна Каренина», подразумевал ли он и свою собственную семью? Спектакль «Толстого нет», поставленный Александром Созоновым по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой, показывают в Московском Театре Современной Пьесы. Толстого на сцене действительно нет, он лишь незримо присутствует в виде проекции всевидящего ока, к которому то и дело возводят очи члены его семьи. Не знаю, была ли эта семья когда-нибудь счастлива, но мы присутствуем при очень сложном периоде ее существования — Лев Николаевич Толстой болен. Его жизнь может прекратиться в любой момент. Возможно все его произведения по завещанию отойдут народу и его жена и дети останутся без средств к существованию.
Это история о том, как трудно быть частью семьи гения. Когда вокруг его персоны плетутся интриги и козни. Из всех членов семьи достойно держатся лишь жена Толстого Софья Андреевна (Ирина Алферова) и нелюбимая дочь Александра (Татьяна Циренина), они очень разные, но похожи в главном – служении великому таланту. Сыновья Илья (Олег Царёв) и Лев (Павел Дроздов) ничтожны и бездуховны, способны лишь тратить отцовские деньги.
Спектакль идет в сложном пространстве и занимает почти весь зал. В противоположных углах размещены столовая Толстых, сад, кабинет. Зрителям оставлены лишь небольшие зоны среди лабиринта помостов. Спектакль смотреть физически сложно, но эта сложность органично вплетается в действие, заставляя глубже вникать в проблемы героев.
Пьеса Ольги Погодиной-Кузминой основана на документальных материалах: письмах, воспоминаниях, документах. Документы нейтральны — трактовать их можно по разному. Кому-то возможно покажется предвзятой трактовка, предложенная создателями постановки. Но каждому зрителю оставляется возможность, после просмотра спектакля, создать собственное мнение о семье Толстых.
Жизнь рядом с гением, какова она? Да не так уж и проста…
Вот и спектакль «Толстого нет» еще раз убеждает в этом. Поставлен он в театре «Школа современной пьесы» по произведению Ольги Погодиной-Кузьминой, которая изучила воспоминания родственников Льва Толстого, его современников, архивные документы.
Для тех, чей интерес творчеством писателя не ограничился только школьной программой, совсем не новость его сложные отношения с семьей и особенно с женой. Кто прав, кто виноват судить тяжело. Да и вообще, имеем ли мы право судить? Вот и в спектакле нет четкого деления на белое и черное, правых и виноватых. Мне кажется, пострадавшие здесь все.
Тема, конечно, сложная, зато берущая за душу. И приятно, что в театрах еще ставят такие пьесы для думающего зрителя, а не просто развлекательные однодневки без смысла.
Роль Софьи Андреевны в Школе Современной Пьесы исполняет Ирина Алферова. Великолепная, неподражаемая артистка. В этой роли она, кажется, даже не перевоплощается. Она и есть такая: мягкая, ранимая, ждущая любви, страдающая от бессилия и непонимания. А ведь эта женщина родила мужу 13 детей, взвалила на свои плечи заботу о домашнем хозяйстве, да еще и не один раз переписывала труды своего гения-мужа (вспомните хотя бы объем «Войны и мира»).Но в этой семье, по-моему, несчастны все. Из детей мы видим только троих: Александру (Валерия Ланская), Илью (Иван Мамонов) и Льва (Павел Дроздов). Отца понимает и одобряет только Александра, но зато непонимание с матерью. Было интересно увидеть как хрупкая и милая Валерия Ланская превратилась в эдакую серую мышку, но со стальным характером. Даже не узнала ее в начале. Иван Мамонов был очень хорош, как настоящий помещик.
По другую сторону от семьи стоит Чертков, благодаря которому у Толстого появился секретарь, а у Черткова — глаза и уши в доме. Война за дневники между Чертковым и Софьей Андреевной велась до самого ухода Льва Николаевича из Ясной Поляны. Чертков рьяно собирал все рукописи, а жена Толстого хотела «подчистить» нелицеприятные личные и семейные моменты.
Вообще же, действие происходит в усадьбе Ясная Поляна в последние дни перед кончиной писателя в 1910 году. И на всё это происходящее в доме как бы свысока смотрит Лев Толстой. Причем в прямом смысле: на потолке зритель видит наблюдающий глаз. Да на сцене Толстого нет, но все чувствуют его незримое присутствие. Плюс периодически то покашливание, то шаги где-то наверху. То есть как бы и нет, но как бы и есть… И это еще не все сюрпризы. Очень много оригинальных режиссерских приемов. Например, сцена, проходящая через весь зрительный зал. Действие поочередно разворачивается во всех его концах. А еще на каждой стене зала мультимедийные экраны, на которые ведется прямая трансляция того, что происходит на сцене. И все это вместе с прекрасным актерским ансамблем выдает потрясающе прекрасный спектакль. Спектакль полный и глубокого смысла, и шикарной визуальной составляющей, и эстетического наслаждения от игры актеров. Очень-очень-очень!
С дочерью и мужем посмотрели спектакль «Толстого нет» в Московском театре «Школа современной пьесы». Этот спектакль поставлен на основе реальных документов из семьи Л.Н.Толстого. Понравился спектакль. Несколько по-иному после спектакля воспринимается вся просветительская деятельность писателя, последователей которой было немало в России. Несколько по -иному воспринимается и его супруга, Софья Андреевна. Она была прекрасной женой, матерью — родила Толстому 13 детей, сподвижницей — переписывала его романы (роман «Война и мир» переписывала 8 раз)… Чужая семья, как и чужая душа — потемки, не хочется осуждать Толстого за отстранение от жены в конце его жизни. Но быть женой гения … не позавидуешь этой женщине.
Любим театр, как хорошо, что есть возможность посетить спектакли, когда появляется время. Необычный Московский театр «Школа современной пьесы» — три сцены в одном зале, на стенах проецируется основное действо или главный по сюжету персонаж пьесы. Спасибо театру, спасибо актерам — народной артистке РФ Ирине Алфёровой (Софья Андреевна), Валерии Ланской, Ивану Мамонову… Благодарим за прекрасный вечер в театре!
Всё действо происходит в поместье писателя в Ясной поляне, где Лев Николаевич проживал свои последние месяцы в окружении семьи. Внимание зрителя держит драма из прошлого и настоящего – воспоминаний супруги Толстого Софьи Андреевны о перипетиях их долгой совместной жизни и переживаний уже взрослых детей относительно предстоящей судьбы миллионного наследства – прав на издание всех сочинений великого писателя, которые могут быть переданы Черткову – близкому другу и идейному последователю Льва Николаевича. Отдельной трагичной нитью в жизнь семьи в поместье вплетена судьба горничной Кати.
Расклад судеб и чаяний героев пьесы, под стать романам великого автора, не предоставляет возможности зрителю однозначно судить и получать простые ответы, а только сильнее заставляет задуматься об объективном и субъективном подходах в наших суждениях.
Так в чём же секрет моей мотивации к прочтению и перепрочтению, кроме той самой волшебной палочки в режиссёрской руке? Интриги не будет, подобный заряд получаешь только в самом органичном сочетании всех слагаемых театрального искусства – отменной актёрской игры, уникальной сценографии, уютной атмосферы театра и его благодарного зрителя…
В общем, рекомендую в обязательном порядке всем, кто соскучился по тонким ароматам и душевности русской классики!