ОТЗЫВЫ О СПЕКТАКЛЕ «АВИАТОР» — Московский театр "Школа Современной Пьесы"

ОТЗЫВЫ О СПЕКТАКЛЕ «АВИАТОР»

*Орфография и пунктуация авторов — сохранены

Анастасия Попова

17 июня 2022 года в Московском театре «Школа современной пьесы» состоялся очередной показ спектакля «Авиатор» (режиссёр – Алина Кушим) по одноимённому роману Евгения Водолазкина. Несмотря на то что премьера спектакля была уже более года назад, в апреле 2021 года, не так просто найти развёрнутые рецензии на спектакль. Впечатления от романа и спектакля побудили написать именно такой, развёрнутый, анализ спектакля и, что важнее, оценить соответствие его содержания содержанию романа.
Для тех, кто не знаком с книгой, необходимо пояснить, что сюжет романа строится на элементе фантастики: герой романа, Иннокентий Платонов (Алексей Гнилицкий), был погружён в «криосон» в рамках опытов по заморозке людей, которые проводились в Соловецком лагере особого назначения в двадцатые-тридцатые годы XX века, а затем на рубеже веков был разморожен и постепенно вспоминал свою жизнь.
Вспоминая положительное впечатление от книги «Авиатор», перед спектаклем пыталась представить, как же за два часа будет передано содержание книги, которая охватывает описание множества событий почти целого века. Было очень приятно увидеть, как мастерски событийно насыщен спектакль. Авторам спектакля и артистам удалось передать и замысел, и подтекст, и атмосферу романа.
Во многом, достичь этого помогла сценография спектакля: игра актёров органично дополнялась спроецированными на сцену видео и цитатами из романа и отрывками фраз главного героя, а также движением, которое создавалось регулярными перемещениями по залу артистов, сыгравших Платонова (Арсений Козлов) и его друга Севу (Артур Станцкий) в детстве.
Интересно, с какой достоверностью Е. Водолазкин в романе «Авиатор» описывает детали. Главный герой, по крупицам восстанавливая свою память, вспоминает «не страну большую, какую он изъездил и узнал» , а вкусы, запахи, людей — своих родных и врагов, места, счастливые моменты, даже тактильные ощущения: как дотронулся до руки своей возлюбленной, Анастасии (Екатерина Лисицына), твёрдость жерди на каторге… В спектакле почти всё это тоже удалось почувствовать, погружаясь вместе с героем в калейдоскоп обрывков памяти. Те хаотично связанные между собой клочки белой полупрозрачной ткани, которыми стали будто обвязаны все стены зрительного зала после резкого падения черной ткани, закрывавшей их до конца первой части спектакля, похожи на обрывки воспоминаний главного героя.
Следуя правилам из книги Л. Эгри «Искусство драматургии: Творческая интерпретация человеческих мотивов», замысел романа «Авиатор» можно сформулировать следующим образом: «Преступление неизбежно ведёт к наказанию». Как говорит Л.Эгри, «неясный замысел столь же плох, как и его отсутствие». Замысел в спектакле передан, пожалуй, даже более чётко, чем в книге. Муки совести за совершённое преступление продолжали преследовать главного героя даже спустя почти век.
Читая книгу, чувствуется особый подтекст в описании того, как в финале романа (время действия – конец девяностых-начало двухтысячных) самолёт с главным героем на борту при заходе на посадку из раза в раз идёт на следующий круг… Пьеса, на мой взгляд, содержит гораздо более ярко выраженный подтекст, особенно, во всё чаще повторяющейся по мере развития сюжета фразе: «Я видел за окном великана». Каждый, скорее всего, воспримет это по-своему, в соответствии со своими убеждениями, особенно сегодня.
Как говорит режиссёр спектакля Алина Кушим, «главный герой спектакля – метафора современного русского общества и каждого отдельного человека в нём» [4]. При этом, в моём восприятии, не должно быть открытых высказываний «против» в спектаклях, фильмах, мюзиклах, художественных произведениях: против конкретного человека, государства, власти, строя и т.п. На то оно и художественное произведение, чтобы обозначить подтекст художественно, путём использования метафор, иронии и других средств выразительности, сценографии.
Авторы постановки мастерски передали это противоречие между внешним и внутренним. Ведь великан – это то самое внешнее, нарисованное мрачным (будь то издевательства над людьми на Соловках, доносы, убийства, диктатура). А внутреннее – это сам человек, его семья, его любимые, его друзья, взаимоотношения с другими людьми, переживания. Когда у человека нет мук совести, великан не страшен, он всего лишь сосна.
В заключение, вспомним отрывок диалога в одной из последних сцен книги «Авиатор»:
— Знаете, если каждый опишет свою, пусть небольшую, частицу этого мира… Хотя почему, собственно, небольшую? Всегда ведь найдётся тот, чей обзор достаточно широк.
— Например?
— Например, авиатор.
Эта фраза вынесена также и в эпиграф к роману.
Журналист
«Роман сложный структурно и образно сам по себе, потому сделать по нему спектакль казалось задачей невыполнимой. Но режиссёру удалось сохранить дух книги, погрузить читателя в мир грез героя Иннокентий Платонова, который родился в самом начале XX века, в 1937м оказался в лагере на Соловках, подвергся эксперименту по заморозке тела в жидком азота и очнулся только в 1999-м — совсем в другой стране. Обрывки воспоминаний о прошлом, какие-то туманные образы, события, которые больше кажутся бредом — все это находит отражение и в талантливой сценографии Александры Дашевской.
Спектакль серьёзный, сложный. Он требует внимания, погружения, вовлеченности. Здесь много эффектных приёмов.»

«В спектакле нет ни одной лишней детали. Оказалось, что для передачи калейдоскопа 20 века нужно не так уж и много: несколько штрихов-предметов, идеально подобранная музыка и соответствующий видеоряд. Здесь перед глазами проходит и послереволюционный Петроград с уплотнением квартир профессоров, и СЛОН с его ежедневными ужасами, и Москва лихих девяностых. Все эти периоды так же легко перетекают один в другой, как и в сознании героя одно воспоминание сменяется другим. Это спектакль о том, как хрупка история человека и как сильны любовь и память о самом главном.»

«Я совсем не умею писать умных театральных рецензий. Просто про впечатление. Сильное. То, как бережно был представлен текст книги, как были расставлены акценты и перенесены на сцену, сценография и музыка, актерский ансамбль и блистательная игра исполнителя главной роли Алексея Гнилицкого, который соединял, связывал воедино разнородных героев»