Авиатор
Спектакль участвует в программе «Пушкинская карта».
Проза Евгения Водолазкина — литературная сенсация последнего десятилетия. Доктор филологии, специалист по русскому средневековью, Водолазкин — настоящий писатель-философ, чьи книги посвящены осмыслению сложнейших философских категорий, прежде всего, категории ВРЕМЕНИ.
Проза Водолазкина содержит глубочайшие духовные и этические смыслы. Модному в наши дни постмодернистскому цинизму он противопоставляет нравственность и духовность — но без всякого назидания и пафоса. Водолазкин ироничен, его тексты полны юмора, его герои — живые узнаваемые люди даже тогда, когда они живут в Древней Руси.
В рейтинге лучших русских писателей, опубликованном изданием Russia Beyond the Headlines, Евгений Водолазкин занял первое место среди ныне живущих авторов.
Роман «Авиатор» написан в 2016 году. Постановка «Школы современной пьесы» станет первым воплощением этого сочинения на театральной сцене.
«Авиатор» — размышление о взаимоотношениях человека и истории. Его герой — Иннокентий Платонов — просыпается в самом конце ХХ века, не помня о себе ничего, и медленно вспоминает свое прошлое. Его воспоминания образуют коллаж, в котором перемешаны моменты счастья с невыносимыми страданиями, любовь с уродливым бытом, дружба с предательством, возмездие с падением. Одновременное сосуществование диаметрально противоположных событий и чувств на «карте» одной человеческой жизни, создает ощущение ирреальности происходящего.
Пространственное решение спектакля продиктовано историческим обликом зала «Эрмитаж». Декорация интегрирована в старинные интерьеры, что позволяет зрителю погрузиться в атмосферу воспоминаний героя, в эпоху начала ХХ века, в которой он жил перед тем, как погрузиться в фантастический многолетний летаргический сон.
Среда, созданная художником Александрой Дашевской, не статична. Она трансформируется от разрозненных, невнятных, зыбких обрывков, не складывающихся поначалу в единое целое, и приходит к гармонии и блеску той реальности, которую он утратил.
Алина Кушим, режиссер:
В нашем спектакле мы смотрим на события взглядом авиатора, обозревающего пейзаж с высоты птичьего полета. Он и отстраненный наблюдатель, и участник процесса. Платонов мучительно осмысляет свои место и роль в давно произошедших событиях и через воспоминания пытается понять себя настоящего. Главный герой спектакля — метафора современного русского общества и каждого отдельного человека в нем. Все мы, подобно Платонову, стараемся осознать события истории нашей страны и понять свое отношение к ним. Без этого сложно разобраться в себе и выбрать свой путь.
Пресса о спектакле:
«Это очень трогательная и грустная история, но вместе с тем все настолько реалистично, что даже страшно становится. И тяжело на сердце – легко в мыслях, потому что помогает зрителю не только многое прочувствовать, но и осознать»
Елена Вилле, «МИР 24»
«Находки режиссера Алины Кушим видны еще до начала действия, пространство трансформируется. Содержание спектакля отличается от книги, но режиссер сработала точечно, сумев извлечь из романа все основное и тонко прочувствовав проблематику»
Дмитрий Роговицкий, газета «METRO»
«Зрители сначала наблюдают со стороны за историей, но эмоции героев цепляют и не дают отстраниться от происходящего. Приходит осознание того, как много мы упускаем из вида. Как зацикливаемся на том, что не имеет значения»
Александра Кучумова, «Театр To Go»